Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?⁠⁠

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.562
Репутация
63.590
Реакции
278.500
RUB
0
Поздравляю всех с Наступившим 2025 годом!!
Пусть этот год принесет всем благополучие, мир и счастье.








Для меня прошедшая новогодняя ночь - четвёртая, что я встретил на Чукотке. Три года назад, в конце декабря 2021 я приехал в город Билибино, работать на атомной электростанции. Иногда пишу о жизни в некогда "самом дорогом городе" страны, практически на краю Земли. Длинные новогодние выходные и полярная ночь, хороший повод для того чтобы опубликовать очередной пост моей "летописи")








Итак, год 2025. Как его встретил наш оазис цивилизации в океане лесотундры?



Из положительного - забетонированными улицами. Да,да ещё в 2021 году в городе практически не было нормальных улиц с твердым покрытием. Советский бетон приказал долго жить, улицы превратилась в проселок,что в условиях тундрового грунта означало непролазную грязь при дожде и шлейфы пыли в сухую погоду. Тундровая почва - мелкодисперсная словно пудра, оседала на подоконниках, а по пылевым шлейфам можно было легко отследить движение машин в городе, находясь далеко за его пределами.








Основных улиц в городе две, протяженностью примерно 2 км. Ул.Курчатова и ул.Октябрьская, они идут параллельно друг другу и замыкаются образуя эдакий овал. За три года этот овал забетонировали. Делилась это не без трудностей - первоначальный участок по ул.Курчатова делали два года - в первый раз бетон не выдержал температуры и треснул, пришлось переделывать. Асфальт в этих широтах не приживается нигде из-за колебаний температуры и вечной мерзлоты, которая летом подтаивает превращая все в болото. Поэтому только бетонирование, только хардкор (с).








В 2024 забетонировали самый протяженный участок - улицу Октябрьская. Лето было трудным: дожди, наводнение, холода и недалекие люди, рассекающие по еще незатвердевшему бетону на квадроциклах в ночное время.



Помимо дорог сделали много новых тротуаров на насыпях. Вот один из них. Оба откоса насыпи политы бетоном, иначе насыпь просто размоет первым же дождем.






ул. Октябрьская у Сбербанка весной 2022 года






Было-стало



Благоустройством в городе тоже более-менее занимаются. Открыли спортплощадку на антенном поле, игровой городок в центре у фонтана, а также полностью обновили ряд дворовых спортивных и детских площадок. Сделали общественное пространство на месте бывшего бассейна "Нептун". Теперь там беговая дорожка и скейт-парк.






Привели в порядок набережную на въезде в город.



Скоро обещают открыть парк на антенном поле. Сваи под экотропы и площадки уже забили.



Открылась птицефабрика. Дефицитные яйца заполонили все магазины и обвалили цены в 2-3 раза.








Наверное это самая эффективная и положительная инициатива нашего нового губернатора Чукотки на данный момент, за все время его правления. Птицефабрику построили силами золотодобывающей артели "Сияние", которой владеет Шамиль Гаджиев.








Еще недавно привоз яиц вызывал ажиотаж и очереди. Довелось постоять в одной из них под Новый Год. Яйца привозили самолетами из Магадана, Анадыря и Хабаровска. Подвижки пошли после скандала, когда дефицитные яйца попытались продавать по паспортам.



Также, в гос.магазинах БТК на постоянной основе теперь есть картошка по субсидированной цене. Раньше она появлялась когда как и часто перемороженная. Видимо наконец то в городе построили овощехранилище (ну или приспособили какое нибудь пустующее здание под него). С другими овощами пока туго. Наличие тепличного комбината Росинка особо не помогает - мощностей едва хватает на кормёжку персонала предприятий и соцучреждений. Все остальное - редко увидишь на полках, а если увидишь то по конским ценам.



Кстати, о тех самых билибинских ценах, некогда прогремевших на всю страну. Вот вам предновогодний ценовой свежачок.






Вкусный чай...(с)






Прошу прощение за качество фото. Ценники на колбасы в среднем 2000 рублей.






Зачем грустить трагически, если можно попить водически...



Немножко улучшился Интернет. В Анадырь провели оптоволоконный кабель по морскому дну и у спутникового канала немного расширилась мощность - дав нам чуть больше скорости. Перед блокировкой YouTube с мобильного интернета можно худо бедно смотреть видео в центре города. Появилось несколько новых точек с бесплатным wi-fi, одна из которых наконец то размещена в отапливаемом и общедоступном помещении Почты России. В основном тут используют WhatsApp чаты для информации. Тут и купи-продай и новости. Для чего либо другого, траффика по прежнему не хватает.








Сносят бараки. Потихонечку деревянные дома в городе уходят в историю. Мой дом, в котором я прожил первый год в этом суровом краю - уже расселён. Заброшенные бараки по соседству - снесены. Остальные на очереди. Всего в городе таких таких домов - десять, в разной степени запущенности. Кстати сами по себе это хорошие дома с отличной планировкой, в подъездах там можно в футбол играть, а по теплоизоляции равных им нет совсем. Но все имеет свой срок, особенно - деревянный дом. Тут уж либо его по бревнышкам собрать, пропитать спецрасивором и заново собрать с заменой всех коммуникаций. Либо всех переселить в бетонные дома. С учётом того что эти бараки и так полупустые - переселить людей в панельки в центре оказалось проще.






"Синий городок" в процессе строительства летом 2023го.



С поиском жилья в городе стало полегче. Кризис 2021, когда нашествие вахтовиков и заселение их по 10 человек в одну квартиру, постепенно сошел на нет. На окраине(буквально по соседству с бараком где я жил), построили вахтовый городок с модульными домами синего цвета, тёплыми переходами, автономной канализацией, водоснабжением, столовой и целым отрядом "сесурити" на пикапах. Не сказать чтобы цены на жилье сильно упали, но сейчас хотя бы появился выбор.






Ан-26 в аэропорту Кепервеем. Переделанный из "грузовика" в пассажирский.



С транспортом сюда все по прежнему так себе. Авиабилет сюда из ближайшего крупного города(Магадана) стоит 38 000 рублей.Лететь - на Ан-24 тысяча девятьсот лохматого года выпуска, авиакомпании ИрАэро, под шум двигателей, перекусывая вафелькой стоимость которой - меньше картонной коробочки, в которую ее упаковали. Если повезёт - можно выловить билет авиакомпании Аврора(Камчатские Авиалинии) за 6800 рублей(федеральная субсидия), но летают реже (2 раза в неделю) и на Ан-26 у которого вместимость меньше. Билеты на эти рейсы раскупаются очень быстро. К примеру, я случайно узнал о начале продаж лёжа в ванной поздно вечером. Выскочив за паспортами, успел урвать два билета и предупредить коллегу, перед тем как хилый Интернет в городе - лёг. Коллега позвонил родителям на материк и они успели купить билеты жене и детям. Ему - нет, поэтому пришлось добираться кружным путём через Анадырь. Помимо общедоступной "федеральной субсидии" есть ещё региональная. Это билеты на рейсы ИрАэро по сниженной цене(не 38, а 15 000 рублей). Продаются при предъявлении паспорта с местной пропиской или временной регистрацией которой более 6 месяцев. Но на эти билеты есть определенная квота и продаются они только в одной авиакассе, где чаще всего можно увидеть табличку о том что "субсидированных билетов нет".
Есть ещё экзотические варианты перелетов через Анадырь и Певек, но летать по Чукотке очень тяжело. Авиарейсы "Чукотавиа" выполняет очень редко(самое частое - раз в неделю в летний сезон на Анадырь), иногда на маленьких самолётах(DHC-6 Twin Otter), а погода в прибрежных чукотских аэропортах превращает и без того редкие перелёты в лотерею: "состоится ли рейс сегодня или нет". Рейс по погодным условиям могут перенести на следующий день или отменить вовсе. На вертолетные рейсы в Певек или чукотские сёла билетов вообще не продают - можно лишь забронировать место за 500 рублей, а собственно билет продадут только непосредственно перед посадкой, как на маршрутку. Стоимость полета в ближайший к нам город на побережье(Певек) - 7500 рублей, частота рейсов - в среднем 1 или 2 раза в месяц. Билет на самолёт в Анадырь стоит 17000 рублей. Частота рейсов летом - раз в неделю, в остальное время 2 раза в месяц. Зимой и в межсезонье есть ещё вероятность застрять в Анадыре или Певеке из за пурги на неделю или две...



Дорог на Чукотке почти нет. В основном зимники.






До Анюйска дорога еще есть. До Зеленого Мыса (он же Черский), что в соседней с нами Якутии - только зимник.



Есть грунтовая дорога к речному порту Анюйск, строится такая же на Певек. Строится собственно даже не сама дорога(она есть), а мосты через многочисленные реки, которые ещё и часто меняют русло. В прошлом году построили 4 моста довольно большой протяженности. Но доставить сюда что то с "большой земли" по прежнему проблематично. В межсезонье это возможно только грузовой авиацией.






Ну или вот такими машинами, но кататься на них по бездорожью - лотерея.



Отсюда - цены. Лет 5 назад Билибино называли "самым дорогим городом России". Потом ввели регулирование цен на основные товары в государственных магазинах и сравняли их с Анадырем. Так что мы теперь не первые)
Но утешает это не сильно. Спасает то что тратиться в магазинах не надо если тебя кормит предприятие. Мы с женой работаем на атомной станции и нас кормят в столовой(в том числе дорогущими, в этих местах, фруктами и овощами). Ходить в магазин нам особо часто не нужно. Поговаривают,что в 90х, когда случился срыв северного завоза, коллапс всего и вся, только еда в станционной столовой помогла работникам и их семьям выжить.
Когда дело касается непродовольственных товаров, на помощь приходит Озон и АлиЭкспресс. Да, вся Чукотка на них сидит,ибо цены в магазинах космические. Отсюда дикие очереди с погромами в Анадырском ПВЗ. У нас же, как и в большинстве чукотских сёл ПВЗ нет совсем, все получаем на Почте. Да и привозится все на Чукотку силами Почты России, отсюда - длительные сроки(по месяцу и более) и возможность получить повреждённый товар. Да и доставляют не всё. У нас, в Певеке и Анадыре ситуация ещё более-менее нормальная, жители чукотских сёл же ждут посылки по несколько месяцев. Логистика портит все. У нас грунтовая полоса аэродрома из нормальных грузовых самолётов может принять только Ан-12 на круглогодичной основе. Таких самолётов практически не осталось, одна авария с таким бортом в позапрошлом году вызвала сбой в логистике и задержку посылок на полгода. Ну а нехватка персонала и теплых складов вызывает задержки даже там где есть нормальная полоса и почтовые Ту-214. Очереди на почту большие, ближе к праздникам - огромные.



Если покупать что то негабаритное, например мебель - то будь готов раскошелиться. No name техника по цене хороших марок на "материке". Цены на средненькую стиральную машину "Beko" - выше "соточки", впрочем как и на некоторые модели "Бирюсы". Дешевле - только ноунеймы типа Willmark, о которых мало кто знает.








Поэтому тут развит рынок б/у. Только тут можно купить импортные стиралки хороши марок типа Candy дешевле 100 тысяч, но есть нюанс - никто не гарантирует того что в ней не будет неисправностей.



В городе по прежнему работают 2 спорткомплекса и бассейн. В "Луче" - крытый каток, прокат коньков 200 рублей. В бассейне час плавания - 300 рублей.











Не совсем тот ракурс, не в то время, да еще и с земли, но вид приблизительно такой...



Панорамный вид из бассейна на белые сопки и ул.Мандрикова из органично вписывающихся в пейзаж, трехэтажных "сталинок" - просто бомбезный. Особенно в марте. В бассейне есть сауны. Особенно порадовало то, что душевыми с автономным бойлером и саунами можно было пользоваться бесплатно во время плановых отключений горячей воды летом. Помимо бассейна, в здании есть небольшой тренажерный зал.



Также скоро обещают построить горнолыжную трассу поближе к городу на домашней сопке "Орбита".

По городу по прежнему ездят бесплатные автобусы несколько раз в день. Жёлтый городской ПАЗик и белые автобусы АЭС. Автобус в аэропорт и соседнее село Кепервеем, . Золотодобытчики подарили новый КАВЗ, но при этом цена на проезд выросла.






Школьный ПАЗик используется как обычный пассажирский. Радует наличие выдвигающейся ступеньки под дверью.



Помимо бесплатного общественного транспорта, в городе работают две службы такси.Цены на поездки выросли где то на треть, ибо подвески легковушек на незабетонированных дорогах и улицах убиваются за один сезон, а запчасти дорожают.



Кафешки по прежнему работают, худо-бедно даже расширяются,причем две из имеющихся - без выпивки - семейного формата. Открылась частная пекарня и кулинария, в дополнение к государственной. Очень радует, что сберегли некогда пустующий деревянный магазин в центре города и открыли его по новой. "Склад Шехова" - теперь переехал сюда и называется "Теремок".








Медицина есть, но в больнице постоянно какие то кадровые перестановки. Конечно без медицинской помощи тут не оставят, даже ночью если надо приедет рентгенолог, если припрет, то будут оперировать.








Но в основном, всех стараются отправлять на материк или хотя бы в Анадырь. Даже рожениц.






Музыкальная школа. Отдельное здание, что для Чукотки довольно редко. Для понимания: прокуратура и суд располагаются в подъездах жилых домов, а музыкальная школа и центр дополнительного образования - в отдельных зданиях.



В культурном плане - по прежнему работают: музыкальная школа, центр дополнительного образования, клуб юных техников, национальные чукотские кружки́.

В город из Певека. Как и было запланировано, они заменили старые ЛЭП, на деревянных опорах.

Из плохого: прошедшее наводнение уничтожило два живописных пешеходных моста(Билибино называли "Чукотской Венецией") и старый спорткомплекс"Горняк", который совсем недавно отремонтировали. Обещают один из мостов восстановить,но работ ещё не начинались.

Близится вывод АЭС из эксплуатации.Энергоцентр на мазуте построили и вроде как даже запустили, но он, по слухам, не тянет всю теплосеть города, окраинные улицы собственно поэтому и расселяют. Коммуникации сделанные под нужды 15000 человек требуют совсем других масштабов подачи. Да и недавняя коммунальная авария говорит о том,что их надо менять.

Город балансирует между террором бродячих собак и заходом диких животных. После того как собак начали отлавливать и помещать в приют, в город и окрестности стало проникать все больше медведей летом, а этой зимой пришли волки. Одной осенней ночью 2023го медведь гулял прямо по центру города до того как приехала полиция, а летом 2024 разрыл кладбище, превратив его в лунный ландшафт. Волки же этой зимой залезли на улицу где я когда то жил в бараке и загрызли собаку. Если мишки терроризируют город в той или иной мере на постоянной основе, то волков тут часто не увидишь. Надеюсь охотники разберутся со всем этим.



Вопреки обоснованным опасениям, Билибино - живет. Благоустраивают улицы, заброшенные дома обустраивают под склады и гаражи, сносят бараки. Город не пустеет. На место тех, кто уезжает, приезжают новые люди, и это радует. Есть довольно большая прослойка тех кто уезжать никуда не планирует. Есть еще вахтовики, но мы их к местному населению не относим. Если и их считать, то сейчас город вообще переживает бум населения и все хорошо,но... У вахты есть и другая сторона. Да, вахтовику не надо платить северных, не надо помогать его семье, можно вообще нах..й послать и забить на вежливость(что с местным не получится). Но, вахтовику тут не жить и он прекрасно это понимает. Он/она отработает смену и уедет домой. Вахтовому работнику нафиг не надо проявлять рвение и заботу о благополучии этой земли. Зачастую они могут сделать работу тяп-ляп, уехать и им совершенно пое...ть на то что сделанные ими на от....сь трубы отопления рванут зимой в -40С, оставив людей без отопления. Или то что их фасадные панели сорвет первым же осенним ветром и народ будет разбегаться от гремящих металлических конструкций. Конечно, есть механизм гарантии, их экстренно привезут чартерным рейсом сюда, они начнут исправлять свои огрехи, но к тому времени батареи в домах полопаются и придется переселять дом, а разлетающиеся элементы кровли и фасада могут не дай Бог кого нибудь покалечить или убить. И приходится поднимать среди ночи местных мужиков: коммунальщиков, МЧСников, военных, кого найдут... Вот собственно и весь сказ про вахтовый метод. Не в обиду тем вахтовикам и организациям, которые делают работу качественно(таковые тоже есть и немало), но факты говорят сами за себя.








Такие дела...








 
А мы все жалуемся! Да а что говорить, в Мордовии много деревень стало пустых. Развалили все колхозы, заводы. Ну и что куда деревенским деваться, рванули все в больше города.
 
  • Теги
    чукотка
  • Назад
    Сверху Снизу