
Законопроект «О платформенной экономике», внесенный 20 февраля Минэкономразвития в правительство, может расширить требования к маркетплейсам по маркировке товаров. Так, документ обязывает специально помечать карточки товаров, продавцом которых выступает иностранное лицо, а также регистрировать продавца в системе «Честный знак», если предлагаемый им товар подлежит обязательной маркировке. Аналитики и участники рынка поддерживают инициативу, считая, что она добавляет прозрачности партнерам маркетплейсов, а потребителям помогает сделать правильный выбор. Правда, возможные затраты на техническую реализацию цифровые платформы могут переложить на покупателей, допускают эксперты
Ставить на платформу
Согласно тексту законопроекта «О платформенной экономике», с которым ознакомился Forbes, операторы посреднических цифровых платформ (маркетплейсов) будут обязаны разместить в карточке товара информацию о том, что товар (работу или услугу) предлагает иностранный партнер. Кроме того, маркетплейс должен будет указать информацию о том, что партнер зарегистрирован в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. «Платформы должны <…> не допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг, а также карточки товаров без указания информации об исполнении обязательных требований (по маркировке, сертификации и пр.)», —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в сообщении на сайте Минэкономразвития слова первого замминистра экономического развития России Максима Колесникова.Маркировка товаров от иностранных продавцов и требование для продавцов регистрироваться в системе «Честный знак», если их продукция подлежит обязательной маркировке, — лишь одни из положений масштабного документа, призванного, по мнению заместителя председателя — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко, «защитить потребителей от покупки несертифицированных и опасных для здоровья товаров, создать удобные сервисы, обеспечить предсказуемость взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми платформами».
В частности, законопроект дает определение таким понятиям, как «платформенная экономика», «посредническая цифровая платформа», «пункт выдачи заказов», «карточка товара», устанавливает обязательное содержание договоров с партнерами (продавцами, исполнителями, владельцами ПВЗ), порядок изменения их условий, предоставления скидок на товары, актов сверки взаиморасчетов, применения санкций, вводится цифровая досудебная система разрешения споров. Также уточняется порядок действий при обнаружении недостатков товаров или услуг и определяется ответственность платформ и их партнеров перед потребителями.
Но есть нюанс
По мнению исполнительного директора ассоциации «Русбренд» Алексея Поповичева, законопроект устанавливает единые правила взаимодействия платформы с партнерами, а также вводит обязанность предоставлять покупателю информацию о соответствии товаров установленным государством требованиям с помощью размещения соответствующих сертификатов, деклараций соответствия и т. п. «Все это делает работу платформ более прозрачной для партнеров, а для потребителей позволяет сделать правильный выбор и избежать приобретения некачественной продукции», — рассуждает он.Размещение информации о маркировке — важное требование и еще один шаг в борьбе с контрафактом для защиты потребителей и добросовестных продавцов, уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Доработка такого функционала, по его словам, не должна вызвать проблем: «Уже сейчас площадки и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, ООО «Оператор-ЦРПТ», оператор государственной системы цифровой маркировки «Честный знак») ведут плотную совместную работу в этом направлении. При этом требование к технической возможности размещения такой информации не противоречит сути платформ как информационного посредника».
Интернет-торговля в России растет, и вместе с ней появляется потребность в прозрачности, сообщили Forbes в ЦРПТ. «Маркировка «Честный знак» уже доказала свою эффективность в борьбе с нелегальной продукцией, поэтому усиление контроля за товарами на маркетплейсах — логичный шаг. Площадки сами заинтересованы в обеспечении безопасности покупок. Основные онлайн-платформы давно работают с системой маркировки и заключили соглашения с ЦРПТ. Новые требования не станут для них нагрузкой, а лишь усилят контроль, способствуя обелению рынка, росту доверия потребителей и созданию равных условий для бизнеса», — заявили в компании.
Требования, установленные в текущей редакции законопроекта, направлены на обеспечение качества и безопасности товаров, поясняют в Объединенной компании Wildberries & Russ. «Мы поддерживаем инструменты, которые помогают клиентам удостовериться в качестве и оригинальности продукции. Однако не стоит также забывать о том, что ответственность за товар несет в первую очередь продавец или производитель товара. Поэтому Wildberries в том числе исходит из принципа добросовестности селлеров: принимая оферту, они подтверждают, что их товары соответствуют всем нормам российского законодательства и правилам площадки», — заявили в компании.
При этом в Avito указывают на то, что этот пункт законопроекта требует доработки. «Оператор на этапе создания объявления не соприкасается с товаром, информация о товаре заполняется продавцом самостоятельно. И у цифровой платформы нет возможности достоверно определить, подлежит ли товар маркировке или нет (например, маркировка БАД обязательна, а пищевых добавок — нет)», — обращают внимание в Avito.
Держать марку
Требования о маркировке контента определенного типа уже широко распространены как в России, так и за рубежом. Так, уже существует возрастная маркировка информационной продукции и игровых продуктов, есть обязательная маркировка отдельных видов товаров, обращает внимание ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Карина Ложникова. «Кроме того, в публичном пространстве широко обсуждается проблема недобросовестных продавцов, которых затруднительно выявить потребителю при покупках на маркетплейсах из-за накрученных отзывов и оценок, — продолжает она. — Площадки не предоставляют возможности потребителям проверить, является ли продавец официальным представителем бренда или нет, обладает ли необходимыми лицензиями и разрешениями, является ли его товар импортным или отечественным».По сути, все подводят под программу «Честный знак», замечает сооснователь и директор по продукту комплексной платформы управления e-com JVO Алексей Егоров. «Во-первых, это прозрачность и защита потребителя. Покупатели будут лучше понимать, с кем имеют дело, как будут получать тот или иной товар, какие условия доставки и возврата. Это особенно важно в категориях, где критичны сроки доставки (например, сезонные товары, электроника) или гарантийное обслуживание. Такой подход поможет избежать проблем с контрафактной продукцией, — рассуждает он. — Во-вторых, это расширение отечественной полки на маркетплейсах. Очевидно, что российские продавцы будут получать преимущество по отношению к зарубежным — больше ранжирования и трафика обеспечено».
Требование указывать регистрацию продавца в государственной информационной системе мониторинга за оборотом маркированных товаров Егоров называет оправданным: «Это делается для борьбы с контрафактом, серым импортом и нелегальной торговлей, что особенно актуально в чувствительных категориях: обувь, парфюмерия, электроника и др.».
С другой стороны, продолжает Егоров, маркетплейсам придется адаптировать внутренние процессы, обновлять интерфейсы, пересматривать работу с данными и обеспечивать корректное отображение информации о товарах. «Это затраты на техническую реализацию и, возможно, увеличение издержек, которые в итоге могут быть частично переложены на продавцов и покупателей», — допускает он.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация