«Она умела любить так, будто завтра не существует»: жизненный путь великой Лидии Вертинской

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
56.311
Репутация
63.950
Реакции
280.531
RUB
0


Вертинская, Лидия Владимировна (14 апреля 1923 - 31 декабря 2013 года)



Ее кинокарьера уместилась в десятилетие, но эти годы подарили миру образы, ставшие легендарными. Лидия Вертинская — актриса, чья красота гипнотизировала зрителей в «Садко» и «Королевстве кривых зеркал», художница, чьи полотна дышали тишиной, и женщина, чья любовь к Александру Вертинскому пережила войны, изгнание и время.



Их история — словно страница из романа: он, поэт с голосом «падающего ангела», она, юная поклонница, бросившая вызов условностям. Но за фасадом романтики — судьба, сплетенная из противоречий Экс экс века.






Лидия Владимировна



Ее жизнь началась как калейдоскоп культур: грузинская кровь отца, Владимира Циргвава, пересеклась с русскими корнями матери в далеком Харбине. Детство Лидии напоминало восточную сказку — аромат меда из дедушкиной пасеки, переливы грузинской речи, шепот маньчжурских ветров. Но в 10 лет сказка оборвалась: смерть отца, переезд в монастырский пансион Чифу, где девочку учили смирению за высокими стенами.



Позже — Шанхай, английская школа, курсы стенографии… Казалось, судьба готовила ей роль скромной служащей, но Вселенная смеялась в ответ.






Кадр из фильма «Садко», 1952 год



1940-й год.



В дымном зале кабаре «Ренессанс» 17-летняя Лидия замерла, услышав «Прощальный ужин». Александр Вертинский, 51-летняя легенда эмиграции, пел так, будто обращался лично к ней.



«Он был как персонаж своих баллад — усталый, ироничный, с глазами, видевшими слишком много», — вспоминала она позже.



Мать в ужасе: «Он старше тебя втрое!» Но Лидия, была явно не из робкого десятка.



Венчание в советском посольстве Токио, церковный обряд при свечах — весь русский Шанхай шептался: «Безумие!»






Лидия и Александр Вертинские



Война обрушилась на Шанхай японскими патрулями и пустыми прилавками. Вертинский, чьи концерты когда-то собирали королей, теперь закладывал фрак перед выступлением, чтобы купить хлеб.



«Он выходил на сцену в сияющем смокинге, а после возвращал его в ломбард, как Золушка — туфельку», — писала Лидия.



Но даже в нищете они находили роскошь: читали Блока при свечах, спорили об искусстве, мечтали о возвращении в СССР. Когда разрешение пришло в 1943-м, взяли лишь чемоданы с нотами да иконами — их «Россия» начиналась в номере «Метрополя», где две дочери, Марианна и Анастасия, учились ходить под звонкие аплодисменты отца, гастролирующего по фронтам.






Лидия и Александр Вертинские



1952-й год.



Режиссер Птушко ищет Феникса для «Садко» — существо, «рожденное из пепла, но несущее свет». Его взгляд падает на Вертинскую: «Вы — ожившая мифология!» Так родился самый загадочный образ советского кино.



Ее героини не говорили — парили. Птица-Феникс, Герцогиня из «Дон Кихота», Анидаг из «Королевства кривых зеркал…» Даже когда дублерша заменяла ее «слишком живой» голос, камера ловила главное: взгляд, в котором читались века.



«Кино — это вспышка, — признавалась Лидия. — А живопись — вечность».






Кадр из фильма «Садко», 1952 год



После смерти Вертинского в 1957-м (он умер у нее на руках, не допев последний куплет) Лидия ушла в холсты. Ее натюрморты с пионами, словно сошедшие с полотен голландцев, покупали музеи, но критики молчали как и при жизни мужа.



Его пластинки в СССР были запретным плодом, а она хранила письма, где он признавался:



«Рядом с тобой я понимаю, что счастье — это когда кто-то поправляет твою подушку, не просыпаясь».






Картина Лидии Вертинской



Уходя в 90 лет, она попросила включить «Ваши пальцы пахнут ладаном» — песню, которую Александр посвятил другой, но которая стала их реквиемом. Могила на Новодевичьем: теперь их точно никто не разлучит и не осудит.



Но вечерами, когда ветер шевелит листья, кажется, что слышен смех той девушки из Шанхая, рискнувшей выбрать счастье с любимым человеком.






Могила Вертинских на Новодевичьем кладбище



P.S. Их внучки — Александра Вертинская, Дарья Хмельницкая — продолжают династию. А в «Королевстве кривых зеркал» до сих пор отражается лицо женщины, которая умела любить так, будто завтра не существует.







 
Назад
Сверху Снизу