В армянской деревне Фиолетово живет удивительный народ — молокане. Русские по национальности, они ревностно хранят свою особую веру.
Село Фиолетово в Армении сильно отличается от других населенных пунктов. И вроде бы дома там обычные каменные, как и в большинстве армянских сел, и дороги те же, но вот жители… У них типично русская внешность — слегка овальные лица с мягкими чертами, светлая кожа с ярким румянцем, белесые волосы, серовато-голубые глаза. Ни дать ни взять, настоящие славяне, какими их описывают в учебниках этнографии.
Собственно, славяне они и есть. Русские по национальности, но молокане по вероисповеданию. Фиолетово — самая большая молоканская община в Армении и одновременно самое закрытое поселение. И это может показаться странным — село стоит на оживленной дороге, высоким забором не ограждено, да и жители в нем ни от кого не прячутся. Однако чужаков здесь не любят, туристов не привечают, интервью не раздают, и избегают общения с любопытными путешественниками и журналистами. Получается село открытое, только люди в нем закрытые, и узнать о том, как живут представители редкого христианского течения не так-то просто.
Армянское село Фиолетово, полностью населенное молоканами
Официальная православная церковь при упоминании молокан предпочитает резкое определение «секта». Сейчас это слово во многом дискредитировано движениями с резкой нетерпимостью — «Аум синрикё», например. Но ведь, по сути, в слове «секта» нет ничего плохого, так как в переводе с латыни это всего лишь «школа» или «учение».
Молокане — это религиозное течение, последователи которого определяют себя как «духовные христиане». Главное отличие от традиционного православия заключается в том, что молокане не признают иконы, кресты и святых. Они не творят молитвы, не крестятся, не имеют храмов и священников, придерживаются принципа равенства всех перед Богом. При этом считают грехом все то же, что и в христианстве, и даже больше, так как строго следуют библейским заповедям и придерживаются аскетизма.
Среди отличий имеется еще одно — молокане употребляют молоко во время поста. По одной из версий, за это они и получили свое «прозвище». Сами же представители течения с этим не согласны и говорят, что в царские времена их за вероотступничество выселяли из центральной России. В том числе и в Новороссию на речку Молочную Мелитопольского уезда.
Закавказские молокане, 1906 год
Вообще, история скитаний молокан началась еще при Николае I. В 1839 году он издал указ, велевший всем староверам, духоборам и прочим представителям религиозного меньшинства переселиться в течение четырех лет на Кавказ и в северное Причерноморье. Так молокане оказались на территории сегодняшних трех закавказских республик. К XIX веку их в Российской империи было около полумиллиона, но Первая мировая война и революция вынудили молокан снова сняться с обжитых мест и на сей раз покинуть родину. Конечными точками их маршрутов стали США, Канада, Мексика и Австралия.
Третья волна миграции пришлась на современную эпоху. Распад СССР опять перетасовал привычные места обитания. И на сегодняшний день из примерно ста тысяч молокан в мире половина живет в России, по десять тысяч — в Украине и Армении. Остальные — в Грузии, США, Азербайджане и Мексике.
Молокане из США. Сан-Франциско, 1920-е годы
Зачастую молокане не образуют отдельных поселений и строят дома рядом с русскими, украинцами, грузинами и армянами в обычных населенных пунктах. И лишь только молокане из армянского села Фиолетово живут крепкой общиной, обособленно от остального мира, упорно сохраняя самобытность и духовные ценности, привитые им предками.
Фиолетово находится на севере Армении в долине между горными хребтами Памбакским и Халабским. С виду это обычное село с каменными домами, как во многих армянских деревнях. Здесь не встретить классических лубочных срубов, колодезных журавлей и прочих атрибутов старославянской культуры. Наоборот — обычные дома со скатными шиферными крышами, ржавые водопроводные трубы, нависающие над головой, минимум асфальта, заборы, столбы. Необычно другое — почти полное отсутствие людей на улице. Ладно взрослые, но нет даже детей на велосипедах, стариков на лавочках или идущих в магазин хозяек.
Центральная улица села Фиолетово/ ©
Все население Фиолетова с утра до вечера работает. И не на колхозных полях, в артелях или в городе. Работают каждый на себя, на своих участках, которые огромны даже по деревенским меркам. Главная сельхозкультура Фиолетова — капуста, которую тут сажают все в больших количествах. Осенью ее квасят, и этот продукт был и остается визитной карточкой села. Капусту продают не только в армянских городах, но и везут на российский юг — в Ставрополье, Краснодарский край, Ростовскую область, Черноземье. Особого секрета приготовления молоканской квашеной капусты нет. Впрочем, им в Фиолетове никто и не поделится — хозяйка лишь пожмет плечами и скажет: «ничего особенного» или «как обычно».
Капустные поля в Фиолетове/ ©
Неразговорчивость молокан — это еще одна особенность фиолетовской общины. Чтобы вызвать молоканина на диалог, нужно приложить массу усилий. Нет, они не избегают общения, но на вопросы отвечают односложно и по существу. Свою неразговорчивость объясняют большим количеством работы, традициями и верой. И что же это за традиции?
«Креститься мы не крестимся, крест не носим. В молельный дом ходим, но свечи не зажигаем, на собрания и обряды надеваем все белое – косыночки, фартушки. Называют нас староверами, наверное, так и есть. Как старые верили, так и мы верим, и дети наши по нашим стопам идут», — говорит Татьяна, 55-летняя женщина в белой косынке с румяным круглыми лицом и живыми смеющимися глазами.
На собрания в молитвенный дом молокане надевают всё белое
Но главное в жизни молокан не отсутствие крестов и поклонов, а то, что за почти 200 лет жизни в Армении они так и не подверглись культурному влиянию местного населения. Их моральные устои и правила мало отличаются от тех, которых придерживались пращуры в XVII веке. И это странно, ибо Фиолетово стоит не в глухом углу, не на склоне труднодоступной горы, а в живом, можно сказать даже проходном месте.
Свою самобытность молокане сохранили во многом благодаря строгому запрету на смешанные браки. Они создают пары исключительно с единоверцами. И не обязательно из села (в Фиолетове по последней переписи 1200 человек), а из таких же общин в других странах. Межконфессиональные браки не приветствуются. Более того, такой паре не разрешат жить в селе. Физически не выгонят, но откажут в совершении обрядов, а главное — полностью перестанут общаться. Выдержать вакуум бойкота, да еще и в условиях небольшой деревни не способен, наверное, ни один человек. Вот поэтому в Фиолетове абсолютно большинство жителей — русские по национальности.
Фотографироваться молокане не любят. Прямых запретов нет, но объектива в основном они стараются избегать
Но с армянским гражданством в паспортах. Получать российское подданство молокане не спешат. Просто не видят в этом смысла. Отличительная их черта — они очень тепло и уважительно отзываются о стране, которая их приютила. Армения для молокан — это Родина с большой буквы. И страна им платит той же монетой. Молокан никто никогда в Армении не притеснял, не «окультуривал», не загонял детей в национальные школы. Кстати, школа в Фиолетове имеется, и преподавание в ней ведется на русском языке. Армянский — по желанию.
Работа — неотъемлемая часть жизни молокан. Все члены семьи от мала до велика работают с утра до вечера. Отлынивать считается большим стыдом, да и никому в голову не придет вести праздный образ жизни. «У нас дети с малых лет ходят с нами в огород. Ребенок с детства приучен, картошку собирает, морковку. Так, не так, а делает», — рассказывает молоканка Татьяна с улыбчивым лицом. Детского сада в Фиолетове нет, его заменяет воспитание в семье, а проще говоря работа.
Дети села Фиолетово
Конечно, одним натуральным хозяйством сыт не будешь. Поэтому многие молокане работают на стороне — вахтами. Домой приезжают на выходные, и ни дня не сидят без дела. Вообще, трудолюбие молокан хорошо известно в Армении. Существует даже несколько сфер, в которых стараются принимать исключительно представителей этого религиозного течения. Например, клининг — добросовестные, трудолюбивые, опрятные молоканские женщины слывут лучшими домоуборщицами в Ереване. А труд молоканских водителей, сварщиков, кровельщиков зачастую оценивается выше, чем по рынку. И немудрено — их трудоголизм уже давно стал местной легендой.
В Фиолетове трудятся все — от мала до велика/ ©
Ну а как же с развлечениями? «Какое развлечение может быть у верующего народа? Мы идем на службу в молельный дом. Это наше утешение» — таков будет ответ на этот вопрос. Конечно, выходной день у молокан есть — воскресенье, как и у всех. В этот день они ходят на службу, спят, занимаются несложными домашними делами.
Раньше в общине был запрет на телевидение и интернет. Теперь все по-другому. В селе прекрасно работает мобильная связь, телевизор есть почти в каждой семье, да и интернет имеется. Пользоваться плодами современного прогресса не возбраняется, как и носить женщинам платья по колено, а мужчинам — брить бороды. Пресвитеры (местные духовные лидеры) прекрасно понимают, что тотальные запреты рано или поздно приведут к вырождению села. Поэтому жестких табу у фиолетовских молокан не существует. Но незыблемым остается главное — вера, основы которой непоколебимы.
Большая часть запретов в Фиолетове ушла в прошлое. Интернетом, например, в селе пользуются почти все/ ©
У молокан нет церкви, зато есть молельный дом, который обязательно посещают все жители села. В нем пресвитеры проводят проповеди — толкуют Библию, отвечают на вопросы. Каждое собрание заканчивается песнями и чаепитием, причем обязательно с классическим русским самоваром на щепках. Он тут есть почти в каждой семье, так как местный чай — еще одна визитная карточка Фиолетова.
Молодежь в селе есть, хоть и немного. Никто здесь никого силой не удерживает. После окончания школы кто хочет, тот уезжает получать образование в город, да так там и остается. Но это не означает, что юный молоканин с отъездом из села погружается в праздность и отходит от веры. Общины есть в других населенных пунктах Армении, да и в России их полно. А где таких нет, то молоканину можно и поговорить с Богом в одиночку — ему для этого не нужны «посредники в рясах» (так здесь называют православных священников).
Бывает, молокане уезжают в Россию целыми семьями. Но при этом с родиной нити не рвут, оставляя возможность вернуться, если что-то не понравится. Поэтому дома свои в Фиолетове не продают, и они стоят пустыми. Вот только участок могут отдать соседям, чтобы земля не простаивала.
Молельный дом молокан. Пресвитер ничем по внешнему облику не отличается от прихожан
Все вышеописанное походит на жизнь обычной русской деревни, разве что без молельного дома и алкоголя в магазине. Но в том-то и дело, что молокане в Фиолетове — это община. Их объединяет не только общая вера, но и поразительная сплоченность, которой в русской деревенской глубинке почти не осталось. Если в дом пришла беда, если кому-то нужна дорогостоящая операция, деньги для этого найдутся моментально и в любых необходимых количествах. Отдавать их не нужно, да и нуждающийся знать не знает, чьи конкретно это средства.
Вот так живет Фиолетово — маленький кусочек России в Закавказье. Люди здесь поддерживают уклад, которым веками жили предки, чтут божий закон, возделывают землю и растят детей. По-хорошему это молоканское село нужно признать историческим и беречь его, пока оно живет само по себе. А то время — неумолимая штука, привнесет сюда новый дух, новые обычаи, загубит традиции и прорежет здешнюю жизнь, словно трактор грядки с молоканской капустой.
Село Фиолетово в Армении сильно отличается от других населенных пунктов. И вроде бы дома там обычные каменные, как и в большинстве армянских сел, и дороги те же, но вот жители… У них типично русская внешность — слегка овальные лица с мягкими чертами, светлая кожа с ярким румянцем, белесые волосы, серовато-голубые глаза. Ни дать ни взять, настоящие славяне, какими их описывают в учебниках этнографии.
Собственно, славяне они и есть. Русские по национальности, но молокане по вероисповеданию. Фиолетово — самая большая молоканская община в Армении и одновременно самое закрытое поселение. И это может показаться странным — село стоит на оживленной дороге, высоким забором не ограждено, да и жители в нем ни от кого не прячутся. Однако чужаков здесь не любят, туристов не привечают, интервью не раздают, и избегают общения с любопытными путешественниками и журналистами. Получается село открытое, только люди в нем закрытые, и узнать о том, как живут представители редкого христианского течения не так-то просто.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Армянское село Фиолетово, полностью населенное молоканами
Любители молока с речки Молочной
Официальная православная церковь при упоминании молокан предпочитает резкое определение «секта». Сейчас это слово во многом дискредитировано движениями с резкой нетерпимостью — «Аум синрикё», например. Но ведь, по сути, в слове «секта» нет ничего плохого, так как в переводе с латыни это всего лишь «школа» или «учение».
Молокане — это религиозное течение, последователи которого определяют себя как «духовные христиане». Главное отличие от традиционного православия заключается в том, что молокане не признают иконы, кресты и святых. Они не творят молитвы, не крестятся, не имеют храмов и священников, придерживаются принципа равенства всех перед Богом. При этом считают грехом все то же, что и в христианстве, и даже больше, так как строго следуют библейским заповедям и придерживаются аскетизма.
Среди отличий имеется еще одно — молокане употребляют молоко во время поста. По одной из версий, за это они и получили свое «прозвище». Сами же представители течения с этим не согласны и говорят, что в царские времена их за вероотступничество выселяли из центральной России. В том числе и в Новороссию на речку Молочную Мелитопольского уезда.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Закавказские молокане, 1906 год
Вообще, история скитаний молокан началась еще при Николае I. В 1839 году он издал указ, велевший всем староверам, духоборам и прочим представителям религиозного меньшинства переселиться в течение четырех лет на Кавказ и в северное Причерноморье. Так молокане оказались на территории сегодняшних трех закавказских республик. К XIX веку их в Российской империи было около полумиллиона, но Первая мировая война и революция вынудили молокан снова сняться с обжитых мест и на сей раз покинуть родину. Конечными точками их маршрутов стали США, Канада, Мексика и Австралия.
Третья волна миграции пришлась на современную эпоху. Распад СССР опять перетасовал привычные места обитания. И на сегодняшний день из примерно ста тысяч молокан в мире половина живет в России, по десять тысяч — в Украине и Армении. Остальные — в Грузии, США, Азербайджане и Мексике.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Молокане из США. Сан-Франциско, 1920-е годы
Зачастую молокане не образуют отдельных поселений и строят дома рядом с русскими, украинцами, грузинами и армянами в обычных населенных пунктах. И лишь только молокане из армянского села Фиолетово живут крепкой общиной, обособленно от остального мира, упорно сохраняя самобытность и духовные ценности, привитые им предками.
Капустное царство
Фиолетово находится на севере Армении в долине между горными хребтами Памбакским и Халабским. С виду это обычное село с каменными домами, как во многих армянских деревнях. Здесь не встретить классических лубочных срубов, колодезных журавлей и прочих атрибутов старославянской культуры. Наоборот — обычные дома со скатными шиферными крышами, ржавые водопроводные трубы, нависающие над головой, минимум асфальта, заборы, столбы. Необычно другое — почти полное отсутствие людей на улице. Ладно взрослые, но нет даже детей на велосипедах, стариков на лавочках или идущих в магазин хозяек.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Центральная улица села Фиолетово/ ©
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Все население Фиолетова с утра до вечера работает. И не на колхозных полях, в артелях или в городе. Работают каждый на себя, на своих участках, которые огромны даже по деревенским меркам. Главная сельхозкультура Фиолетова — капуста, которую тут сажают все в больших количествах. Осенью ее квасят, и этот продукт был и остается визитной карточкой села. Капусту продают не только в армянских городах, но и везут на российский юг — в Ставрополье, Краснодарский край, Ростовскую область, Черноземье. Особого секрета приготовления молоканской квашеной капусты нет. Впрочем, им в Фиолетове никто и не поделится — хозяйка лишь пожмет плечами и скажет: «ничего особенного» или «как обычно».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Капустные поля в Фиолетове/ ©
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Неразговорчивость молокан — это еще одна особенность фиолетовской общины. Чтобы вызвать молоканина на диалог, нужно приложить массу усилий. Нет, они не избегают общения, но на вопросы отвечают односложно и по существу. Свою неразговорчивость объясняют большим количеством работы, традициями и верой. И что же это за традиции?
Армянская родина
«Креститься мы не крестимся, крест не носим. В молельный дом ходим, но свечи не зажигаем, на собрания и обряды надеваем все белое – косыночки, фартушки. Называют нас староверами, наверное, так и есть. Как старые верили, так и мы верим, и дети наши по нашим стопам идут», — говорит Татьяна, 55-летняя женщина в белой косынке с румяным круглыми лицом и живыми смеющимися глазами.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На собрания в молитвенный дом молокане надевают всё белое
Но главное в жизни молокан не отсутствие крестов и поклонов, а то, что за почти 200 лет жизни в Армении они так и не подверглись культурному влиянию местного населения. Их моральные устои и правила мало отличаются от тех, которых придерживались пращуры в XVII веке. И это странно, ибо Фиолетово стоит не в глухом углу, не на склоне труднодоступной горы, а в живом, можно сказать даже проходном месте.
Свою самобытность молокане сохранили во многом благодаря строгому запрету на смешанные браки. Они создают пары исключительно с единоверцами. И не обязательно из села (в Фиолетове по последней переписи 1200 человек), а из таких же общин в других странах. Межконфессиональные браки не приветствуются. Более того, такой паре не разрешат жить в селе. Физически не выгонят, но откажут в совершении обрядов, а главное — полностью перестанут общаться. Выдержать вакуум бойкота, да еще и в условиях небольшой деревни не способен, наверное, ни один человек. Вот поэтому в Фиолетове абсолютно большинство жителей — русские по национальности.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Фотографироваться молокане не любят. Прямых запретов нет, но объектива в основном они стараются избегать
Но с армянским гражданством в паспортах. Получать российское подданство молокане не спешат. Просто не видят в этом смысла. Отличительная их черта — они очень тепло и уважительно отзываются о стране, которая их приютила. Армения для молокан — это Родина с большой буквы. И страна им платит той же монетой. Молокан никто никогда в Армении не притеснял, не «окультуривал», не загонял детей в национальные школы. Кстати, школа в Фиолетове имеется, и преподавание в ней ведется на русском языке. Армянский — по желанию.
Работа — неотъемлемая часть жизни молокан. Все члены семьи от мала до велика работают с утра до вечера. Отлынивать считается большим стыдом, да и никому в голову не придет вести праздный образ жизни. «У нас дети с малых лет ходят с нами в огород. Ребенок с детства приучен, картошку собирает, морковку. Так, не так, а делает», — рассказывает молоканка Татьяна с улыбчивым лицом. Детского сада в Фиолетове нет, его заменяет воспитание в семье, а проще говоря работа.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Дети села Фиолетово
Молоканские трудоголики
Конечно, одним натуральным хозяйством сыт не будешь. Поэтому многие молокане работают на стороне — вахтами. Домой приезжают на выходные, и ни дня не сидят без дела. Вообще, трудолюбие молокан хорошо известно в Армении. Существует даже несколько сфер, в которых стараются принимать исключительно представителей этого религиозного течения. Например, клининг — добросовестные, трудолюбивые, опрятные молоканские женщины слывут лучшими домоуборщицами в Ереване. А труд молоканских водителей, сварщиков, кровельщиков зачастую оценивается выше, чем по рынку. И немудрено — их трудоголизм уже давно стал местной легендой.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В Фиолетове трудятся все — от мала до велика/ ©
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ну а как же с развлечениями? «Какое развлечение может быть у верующего народа? Мы идем на службу в молельный дом. Это наше утешение» — таков будет ответ на этот вопрос. Конечно, выходной день у молокан есть — воскресенье, как и у всех. В этот день они ходят на службу, спят, занимаются несложными домашними делами.
Раньше в общине был запрет на телевидение и интернет. Теперь все по-другому. В селе прекрасно работает мобильная связь, телевизор есть почти в каждой семье, да и интернет имеется. Пользоваться плодами современного прогресса не возбраняется, как и носить женщинам платья по колено, а мужчинам — брить бороды. Пресвитеры (местные духовные лидеры) прекрасно понимают, что тотальные запреты рано или поздно приведут к вырождению села. Поэтому жестких табу у фиолетовских молокан не существует. Но незыблемым остается главное — вера, основы которой непоколебимы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Большая часть запретов в Фиолетове ушла в прошлое. Интернетом, например, в селе пользуются почти все/ ©
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
У молокан нет церкви, зато есть молельный дом, который обязательно посещают все жители села. В нем пресвитеры проводят проповеди — толкуют Библию, отвечают на вопросы. Каждое собрание заканчивается песнями и чаепитием, причем обязательно с классическим русским самоваром на щепках. Он тут есть почти в каждой семье, так как местный чай — еще одна визитная карточка Фиолетова.
Не просто деревня
Молодежь в селе есть, хоть и немного. Никто здесь никого силой не удерживает. После окончания школы кто хочет, тот уезжает получать образование в город, да так там и остается. Но это не означает, что юный молоканин с отъездом из села погружается в праздность и отходит от веры. Общины есть в других населенных пунктах Армении, да и в России их полно. А где таких нет, то молоканину можно и поговорить с Богом в одиночку — ему для этого не нужны «посредники в рясах» (так здесь называют православных священников).
Бывает, молокане уезжают в Россию целыми семьями. Но при этом с родиной нити не рвут, оставляя возможность вернуться, если что-то не понравится. Поэтому дома свои в Фиолетове не продают, и они стоят пустыми. Вот только участок могут отдать соседям, чтобы земля не простаивала.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Молельный дом молокан. Пресвитер ничем по внешнему облику не отличается от прихожан
Все вышеописанное походит на жизнь обычной русской деревни, разве что без молельного дома и алкоголя в магазине. Но в том-то и дело, что молокане в Фиолетове — это община. Их объединяет не только общая вера, но и поразительная сплоченность, которой в русской деревенской глубинке почти не осталось. Если в дом пришла беда, если кому-то нужна дорогостоящая операция, деньги для этого найдутся моментально и в любых необходимых количествах. Отдавать их не нужно, да и нуждающийся знать не знает, чьи конкретно это средства.
Вот так живет Фиолетово — маленький кусочек России в Закавказье. Люди здесь поддерживают уклад, которым веками жили предки, чтут божий закон, возделывают землю и растят детей. По-хорошему это молоканское село нужно признать историческим и беречь его, пока оно живет само по себе. А то время — неумолимая штука, привнесет сюда новый дух, новые обычаи, загубит традиции и прорежет здешнюю жизнь, словно трактор грядки с молоканской капустой.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация