Недавняя утечка Gravy Analytics, одного из крупнейших брокеров данных геолокации, позволяет оценить последствия массового сбора информации о местоположении.
Наши смартфоны и другие устройства ежедневно собирают и передают десяткам или даже сотням сторонних компаний кучу данных о нас, включая информацию о местоположении. Существует огромный рынок, на котором продают и покупают такую информацию (естественно, без ведома пользователей), тем самым создавая скрытые риски для нашей приватности.
Недавний взлом одного из брокеров данных геолокации, Gravy Analytics, наглядно демонстрирует последствия такой практики. В этом материале разберем, как работают брокеры данных и к чему может привести утечка собранной ими информации. А также поговорим о том, что можно сделать для защиты данных о вашем местоположении.
В теории основным предназначением этих данных являются аналитика и таргетированная реклама. Однако на практике каких-то ограничений на использование информации не существует, а купить ее часто может любой желающий. Поэтому в реальности с пользовательскими данными может происходить все что угодно. Например, как выяснилось из прошлогоднего расследования, коммерческие дата-брокеры — напрямую или через фирмы-посредники — обслуживают даже спецслужбы некоторых стран.
Брокеры данных собирают массу всевозможной информации о пользователях. Но одна из самых важных и чувствительных категорий — это данные об их местоположении. Причем геолокация настолько востребована, что помимо брокеров данных, так сказать, общего характера, существуют также узкопрофильные компании.
Таким образом, брокеры данных геолокации — это организации, которые специализируются на сборе и продаже информации о местоположения пользователей. Одним из крупных игроков в этом сегменте рынка торговли данными как раз и является американская Gravy Analytics, которая в 2023 году слилась с норвежской Unacast.
Через некоторое время появилось и официальное подтверждение. Материнская компания Gravy Analytics, норвежская Unacast, следуя местному законодательству, была вынуждена уведомить об утечке норвежского регулятора.
В своем заявлении компания сообщила, что 4 января неизвестный взломщик получил несанкционированный доступ к облачному хранилищу данных Gravy Analytics в AWS, использовав для этого «незаконно присвоенный ключ доступа». Далее атакующий похитил из хранилища «определенные файлы, которые могли содержать личные данные пользователей».
Утекшие данные Gravy Analytics включают местоположение пользователей из Российской Федерации
Оказалось, что в ходе взлома Gravy Analytics действительно утек гигантский массив данных местоположений пользователей по всему миру — от России до США. Проанализированный исследователем фрагмент имел объем 1,4 Гбайт и состоял примерно из 30 миллионов записей, в основном собранных в первые дни января 2025 года. При этом, по утверждениям взломщика, полный объем похищенной базы составляет 10 Тбайт — то есть потенциально в нем может быть более 200 миллиардов записей.
Эти данные были собраны мобильными приложениями и приобретены Gravy Analytics для агрегации и последующей продажи клиентам компании. Как показал анализ утечки, список приложений, задействованных для сбора данных геолокации, включает тысячи позиций. Например, в изученном сэмпле содержались данные 3455 Android-приложений, включая среди прочего и приложения для знакомств.
Пример того, что можно обнаружить в утекших данных Gravy Analytics: информация о геолокации пользователей Tinder в Великобритании
Привязка к рекламным идентификаторам в данных утечки Gravy Analytics позволяет отслеживать последовательное перемещение пользователей
Более того, в ряде случаев данные можно деанонимизировать. Например, исследователю удалось проследить перемещения некоего пользователя, побывавшего на стартовой площадке, которую использует Blue Origin:
Пример деанонимизации пользователя с помощью данных местоположения из утечки Gravy Analytics
Другой пример: исследователь смог отследить одного из пользователей, замеченных на Колумбус-Серкл в Нью-Йорке, до его собственного дома в Теннесси и далее до дома его родителей на следующий день. В итоге на основе открытых источников исследователю удалось узнать массу деталей об этом человеке — от имени его матери до того факта, что его покойный отец был ветераном ВВС США.
Еще один пример деанонимизации пользователя с помощью данных геолокации из утечки Gravy Analytics
Утечка данных Gravy Analytics демонстрирует серьезные риски, связанные с индустрией дата-брокеров и в особенности брокеров данных геолокации. По сути, в результате взлома в открытом доступе оказался гигантский объем записей о местоположении пользователей, собранных мобильными приложениями.
Эти данные позволяют достаточно точно отслеживать передвижения огромного количества людей. И хотя утекшая база не содержит прямых идентификаторов вроде имени и фамилии, номера ID, адреса или телефона, наличие в ней рекламных идентификаторов во многих случаях дает возможность деанонимизации. Таким образом, по ряду косвенных признаков можно установить личность пользователя, узнать его место жительства и работы, а также проследить социальные связи.
Но можно, по крайней мере, минимизировать количество информации о вашем местоположении, которое попадает в руки дата-брокеров.
Вот что для этого следует сделать.
Наши смартфоны и другие устройства ежедневно собирают и передают десяткам или даже сотням сторонних компаний кучу данных о нас, включая информацию о местоположении. Существует огромный рынок, на котором продают и покупают такую информацию (естественно, без ведома пользователей), тем самым создавая скрытые риски для нашей приватности.
Недавний взлом одного из брокеров данных геолокации, Gravy Analytics, наглядно демонстрирует последствия такой практики. В этом материале разберем, как работают брокеры данных и к чему может привести утечка собранной ими информации. А также поговорим о том, что можно сделать для защиты данных о вашем местоположении.

Кто такие брокеры данных геолокации
Брокеры данных — это компании, которые собирают, обрабатывают и продают информацию о пользователях. Эту информацию они получают из мобильных приложений, сетей интернет-рекламы, систем онлайн-аналитики, от операторов связи, а также из массы других источников — от домашних умных устройств до автомобилей.В теории основным предназначением этих данных являются аналитика и таргетированная реклама. Однако на практике каких-то ограничений на использование информации не существует, а купить ее часто может любой желающий. Поэтому в реальности с пользовательскими данными может происходить все что угодно. Например, как выяснилось из прошлогоднего расследования, коммерческие дата-брокеры — напрямую или через фирмы-посредники — обслуживают даже спецслужбы некоторых стран.
Брокеры данных собирают массу всевозможной информации о пользователях. Но одна из самых важных и чувствительных категорий — это данные об их местоположении. Причем геолокация настолько востребована, что помимо брокеров данных, так сказать, общего характера, существуют также узкопрофильные компании.
Таким образом, брокеры данных геолокации — это организации, которые специализируются на сборе и продаже информации о местоположения пользователей. Одним из крупных игроков в этом сегменте рынка торговли данными как раз и является американская Gravy Analytics, которая в 2023 году слилась с норвежской Unacast.
Утечка данных геолокации пользователей, собранных Gravy Analytics
В январе 2025 года появилась информация о том, что Gravy Analytics допустила утечку данных. Сперва это были неофициальные новости, написанные на основе поста на закрытом русскоязычном хакерском форуме. Автор поста утверждал, что ему удалось взломать Gravy Analytics и украсть данные геолокации миллионов пользователей. В качестве доказательства взломщик приводил скриншоты с украденными данными.Через некоторое время появилось и официальное подтверждение. Материнская компания Gravy Analytics, норвежская Unacast, следуя местному законодательству, была вынуждена уведомить об утечке норвежского регулятора.
В своем заявлении компания сообщила, что 4 января неизвестный взломщик получил несанкционированный доступ к облачному хранилищу данных Gravy Analytics в AWS, использовав для этого «незаконно присвоенный ключ доступа». Далее атакующий похитил из хранилища «определенные файлы, которые могли содержать личные данные пользователей».
Анализ данных, которые утекли у Gravy Analytics
Сами Unacast и Gravy Analytics решили не торопиться с конкретной информацией о том, что же за данные могли содержаться в украденных файлах. Однако уже через несколько дней появился независимый анализ утекшей информации от не связанного с дата-брокерами исследователя безопасности. Этот исследователь смог получить образец похищенных взломщиков данных и подробно его изучить.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Утекшие данные Gravy Analytics включают местоположение пользователей из Российской Федерации
Оказалось, что в ходе взлома Gravy Analytics действительно утек гигантский массив данных местоположений пользователей по всему миру — от России до США. Проанализированный исследователем фрагмент имел объем 1,4 Гбайт и состоял примерно из 30 миллионов записей, в основном собранных в первые дни января 2025 года. При этом, по утверждениям взломщика, полный объем похищенной базы составляет 10 Тбайт — то есть потенциально в нем может быть более 200 миллиардов записей.
Эти данные были собраны мобильными приложениями и приобретены Gravy Analytics для агрегации и последующей продажи клиентам компании. Как показал анализ утечки, список приложений, задействованных для сбора данных геолокации, включает тысячи позиций. Например, в изученном сэмпле содержались данные 3455 Android-приложений, включая среди прочего и приложения для знакомств.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Пример того, что можно обнаружить в утекших данных Gravy Analytics: информация о геолокации пользователей Tinder в Великобритании
Отслеживание и деанонимизация пользователей с помощью данных из утечки Gravy Analytics
При этом, что самое неприятное, данные в утекшей базе привязаны к рекламным идентификаторам — IDFA для iOS-устройств и AAID для Android. Во многих случаях это дает возможность отслеживать последовательное перемещение пользователей. Вот, к примеру, некоторое количество таких передвижений в районе Белого дома в Вашингтоне (напомним, что эта визуализация основана лишь на небольшом семпле украденных данных, полная база содержит на порядки больше данных):
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Привязка к рекламным идентификаторам в данных утечки Gravy Analytics позволяет отслеживать последовательное перемещение пользователей
Более того, в ряде случаев данные можно деанонимизировать. Например, исследователю удалось проследить перемещения некоего пользователя, побывавшего на стартовой площадке, которую использует Blue Origin:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Пример деанонимизации пользователя с помощью данных местоположения из утечки Gravy Analytics
Другой пример: исследователь смог отследить одного из пользователей, замеченных на Колумбус-Серкл в Нью-Йорке, до его собственного дома в Теннесси и далее до дома его родителей на следующий день. В итоге на основе открытых источников исследователю удалось узнать массу деталей об этом человеке — от имени его матери до того факта, что его покойный отец был ветераном ВВС США.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Еще один пример деанонимизации пользователя с помощью данных геолокации из утечки Gravy Analytics
Утечка данных Gravy Analytics демонстрирует серьезные риски, связанные с индустрией дата-брокеров и в особенности брокеров данных геолокации. По сути, в результате взлома в открытом доступе оказался гигантский объем записей о местоположении пользователей, собранных мобильными приложениями.
Эти данные позволяют достаточно точно отслеживать передвижения огромного количества людей. И хотя утекшая база не содержит прямых идентификаторов вроде имени и фамилии, номера ID, адреса или телефона, наличие в ней рекламных идентификаторов во многих случаях дает возможность деанонимизации. Таким образом, по ряду косвенных признаков можно установить личность пользователя, узнать его место жительства и работы, а также проследить социальные связи.
Как защитить свои данные геолокации
К сожалению, сбор данных о местоположении пользователей превратился в настолько распространенную практику, что однозначный ответ на вопрос «как защитить свои данные?» дать сложно. Увы, нет какого-то одного рубильника, с помощью которого можно было бы полностью запретить сбор ваших данных геолокации сразу всем на свете интернет-компаниям.Но можно, по крайней мере, минимизировать количество информации о вашем местоположении, которое попадает в руки дата-брокеров.
Вот что для этого следует сделать.
- Серьезно относитесь к запросу приложениями доступа к данным геолокации. Часто приложение прекрасно будет работать и без него. Так что, если нет веских причин, зачем программе знать ваше местоположение, смело отказывайте.
- Внимательно настройте приватность в тех приложениях, которым для работы действительно нужна геолокация.
- Не разрешайте приложениям отслеживать ваше местоположение в фоновом режиме. При выдаче соответствующего разрешения всегда выбирайте вариант «Только при использовании».
- Удаляйте приложения, которыми вы больше не пользуетесь. И в целом постарайтесь минимизировать количество установленных на смартфоне приложений — это позволит снизить количество потенциальных сборщиков данных на вашем устройстве.
- Если вы используете устройства Apple с iOS, iPadOS и tvOS, отключите использование приложениями рекламного идентификатора. Это помешает потенциальной деанонимизации собранных о вас данных.
- Если вы пользуетесь Android, удалите рекламный идентификатор. Если данная опция недоступна в вашей версии ОС, периодически сбрасывайте его.
- Установите на все свои устройства надежное защитное решение, которое умеет блокировать рекламную слежку.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация