Автоэксперты усомнились в эффективности цифровой услуги «сообщение водителю о проблеме»
Выявлены плюсы и минусы нового сервиса портала Госуслуг для водителей
В среде автомобилистов все обсуждают новую услугу госпортала: любой гражданин, имеющий там профиль, может теперь сообщить о проблеме с транспортным средством его владельцу. Информатор (или жалобщик) останется анонимом. Корреспонденты «МК» проверили автоновшество на себе и выявили вместе с экспертами его «подводные камни».
Итак, теперь, если выезд вашего авто заблокировала другая машина или вы заметили спущенное колесо у незнакомого «железного коня» и так сердобольны, что хотите оповестить об этом его хозяина, вы находите на Госуслугах соответствующий раздел «Транспорт Права» и отправляете сообщение о проблеме владельцу ТС. Варианты ЧП предусмотрены такие: «Блокирует проезд», «Произошло ДТП», «Эвакуируют», «Срабатывает сигнализация», «Спущено колесо» и еще парочка.
Мы посмотрели, как это работает в обе стороны. Выбираю опцию «Блокируют проезд». На самом деле машина-нарушитель, собственнику которой я решила отправить «письмо», стояла на пешеходной дорожке и мешала проходу людей, а не автомобилей. И здесь возникает первый вопрос: почему не позаботились о пешеходах и не добавили опцию «Неправильная парковка»? Если посмотреть на обсуждения в пабликах, то как раз очень многих волнует тот же вопрос: «А если гады на тротуаре паркуются, и ребенок в детский сад по дороге ходит из-за таких вот, то куда писать?!»; «А если на газон под окнами постоянно ставит?!»…
Пока что данная услуга, как мы видим, создана в интересах владельцев авто, чтобы они заботились друг о друге, ну или пожаловались, хотя жалоб предусмотрено на портале всего две: машина «блокирует проезд» и «срабатывает сигнализация». Возможно, опции добавятся со временем?..
После того как захожу на вариант «Блокирует проезд», всплывает предупреждение: владелец найдется, если он добавил ТС на данный портал. Отправляю номер своего нарушителя и вижу ответ: «Владелец ТС с таким-то номером не найден». И это второй подвох, почему данная услуга мало кому пригодится. «Отличная идея, но если автомобиля нет на портале, то уведомление не придет, — сказал нам автоэксперт Петр Шкуматов. — А так было бы очень полезно, особенно для тех, чьи машины оказались заблокированы другим ТС».
«Идея неплохая, только вопрос в том, дойдет ли до владельца машины? — высказался и автолюбитель Илья. — Мне кажется, не все смотрят госпортал, а у кого-то даже нет профиля там. К примеру, пожилые люди со своими кнопочными телефонами... А ведь они тоже водят машины». «Если не подключены уведомления, человек долго не увидит сообщение, — высказался другой автомобилист. — Допустим, его машина заблокировала проезд. Проще, если человек оставит номер телефона в машине, и все, кому он мешает, смогут ему позвонить. Я лично все сообщения на госпортале просматриваю вечером, после работы».
Похожее мнение высказывают и другие пользователи соцсетей: «А если на портал раз в год заходишь? Насколько это актуально? Очередной бред», — усмехаются те, у кого, видимо, не подключены уведомления.
Впрочем, как говорится, «это уже ваши трудности».
Мы также посмотрели, как это работает для владельца зарегистрированного «проблемного авто». «Муж направил сообщение «спущено колесо», введя в графу номер моей машины, — рассказала коллега-журналист. — В ту же минуту, почти мгновенно в моем телефоне всплыло оповещение (у меня уведомления подключены): «У вашего ТС номер такой-то спущено колесо». Оно появилось в чате с владельцем ТС и с отметкой на карте, из какого места его отправили. При выборе проблемы на портале всплывает предупреждение, что «владелец ТС получит данные о месте отправки».
Автор этих строк проверила услугу и на своем авто. Однако мой знакомый, которого я попросила послать мне как владельцу сообщение о якобы открытом окне, увидел у себя ответ, что данный госномер не обнаружен. Хотя мое ТС точно там есть: сразу проверила… Система так ненадежна, выходит?
Вот и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается в ее действенности. «Эффективность услуги довольно ограничена, — сказал он «МК». — Пользоваться ей будут очень немногие, потому что машины моих родственников, которые я лично протестировал, в базе найдены не были. Хотя они там зарегистрированы. И я не смог направить ни одного сообщения».
Впрочем, наши собеседники-автоэксперты предположили, что, вероятно, это «глюки ранней стадии внедрения», а потом, дескать, все наладится.
Мы с Антоном Шапариным проверили услугу и на его авто. И его машину база нашла! На моем телефоне сразу высветился чат «с владельцем такого-то авто», и от него пришел ответ: «Спасибо за информацию». Как он пояснил, предусмотрен и второй вариант ответа: «Я не собственник». При этом метка стояла на месте моей работы, откуда я послала свое сообщение «об открытом окне» его машины.
А вот злоупотреблений, кстати, по его мнению, здесь быть не должно: «Если можно было бы писать сообщения произвольного характера, тогда перекупщики и мошенники могли бы этим воспользоваться, а так нет». Ведь пишется не произвольное сообщение, а выбираются готовые варианты «проблем».
«Здесь не идет речь о штрафах, это просто прямое сообщение владельцу, но все же есть риск, что кто-то из неприязни может начать надоедать автовладельцу своими сообщениями или писать о несуществующей проблеме», — в свою очередь высказался Петр Шкуматов. Пользователи соцсетей демонстрируют такие же опасения: «Сразу представила, сколько сумасшедших начнет вовлекаться во все это», — написала одна москвичка.
На госсайте, который «все объясняет», есть уточнения на этот счет: «Сервис полностью безопасен — он передаст только геолокацию машины, а отправитель останется анонимным. У каждого пользователя есть лимит: по одному автомобилю можно начать новый чат не чаще одного раза в сутки. В течение дня разрешено отправлять не более пяти сообщений».
Можно надеяться, что это отсечет хулиганов. Хотя… Если десять человек увидят одно спущенное колесо… Какие ответы им будут приходить? В общем, разработка пока что вызывает вопросы.