
Около 43% российских франчайзеров уже вышли на иностранные рынки, а еще 17% планируют это сделать, показало исследование ресурса Franshiza.ru. В России работать все сложнее: интерес покупателей к франшизам в 2024 году стал снижаться из-за выгодной ставки по депозитам, а рентабельность бизнеса — из-за кадрового голода, инфляции и дорогих кредитов
43% российских франчайзеров уже открыли предприятия за пределами страны, и еще 17% готовы к этому шагу в будущем, показало
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ресурса Franshiza.ru. Только 40% его респондентов заявили, что будут работать исключительно в России.Исследование основано на мониторинге рынка, анализе данных Роспатента и ежегодном анкетировании франчайзеров, в котором участвует около 2000 компаний из всех сфер бизнеса.
Среди тех, кто отказывается от зарубежной экспансии, много региональных компаний, которые еще не созрели для вывода своих франшиз на принципиально новые рынки, отмечает руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская. «В целом же российские франчайзеры сейчас больше всего интересуются странами СНГ, которые достаточно близки нам и по ментальности, и по законодательству, — говорит она. — При выходе на более отдаленные рынки необходимо сильнее адаптировать франшизу и к требованиям законодательства, и к национальным системам обучения, но исследование показывает, что франчайзеры в самых разных сферах бизнеса готовы двигаться дальше».
Так, у службы доставки СДЭК большие планы по развитию международной франшизы: в приоритете страны СНГ, Китай и Азия, рассказал Forbes представитель компании. СДЭК предлагает франшизу как местным партнерам, так и россиянам, и франчайзи из России уже открыли пункты в Азербайджане, Таиланде и Вьетнаме, Китае и Турции, отмечает он. Группа туристических агентств «Слетать.ру», по словам ее представителя, предлагает партнерам в странах СНГ открыть по франчайзингу агентство под их собственным брендом, но на технологиях и ноу-хау «Слетать.ру». Сеть ресторанов грузинской кухни Pro.Хинкали by Novikov через франшизы осваивает рынки Средней Азии, и очень довольна результатами работы, отмечает ее представитель. В ОАЭ и Саудовскую Аравию выходят самые разные российские концепции в сфере ретейла и услуг — фитнес и развлекательные центры, груминг-салоны, кафе и рестораны, магазины одежды, напоминает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко.
«Если вы хотите больших денег — вам на экспорт», — говорит управляющий партнер компании Topfranсhise Василь Газизулин. У российских франшиз хорошие перспективы и на растущих платежеспособных рынках стран СНГ, и на дружественных крупных рынках стран Азии и Ближнего Востока, а также в странах Латинской Америки и Африки, уверен он. Там много свободных ниш, а значит, конкуренция может быть ниже, а рентабельность — выше, объясняет Газизулин.
Российским франчайзерам очень интересны новые рынки, поэтому зарубежные выставки франшиз сейчас заполнены участниками из России, добавляет Михайличенко.
В России рынок франчайзинга продолжает развитие: в 2024-м он вырос по сравнению с 2023 годом на 17% до 3,72 трлн рублей, 75% франчайзеров смогли увеличить свою сеть, а 64% — прибыль, показало исследование Franshiza.ru. Как выяснили эксперты ресурса, за прошлый год на рынок вышло 500 новых франшиз — это рекордный показатель. В итоге к началу 2025-го на рынке было представлено 3860 франшиз, на 12% больше, чем в 2023-м.
Однако, несмотря на позитивные итоги, многие франчайзеры отметили, что им стало сложнее работать. Так, 98% компаний заявили, что в прошлом году столкнулись с проблемами при масштабировании бизнеса, тогда как в 2023 году об этом говорили 76% респондентов. Больше всего бизнес страдал от дефицита персонала (это упомянули 34% респондентов), роста себестоимости товаров услуг (25%), трудностей с подбором помещений (17%) и проблем с кредитованием (10%).
У большинства сетей в прошлом году рос средний чек, но вместе с этим франчайзеры отметили опережающий рост издержек, говорит Рождественская. Вследствие этого у части компаний в 2024 году несмотря на рост оборота прибыль осталась на уровне 2023-го или даже уменьшилась.
Доля компаний, отметивших снижение спроса на их франшизы, выросла в шесть раз по сравнению с 2023-м: с 4% до 24%, подсчитали аналитики Franshiza.ru. В условиях высокой ставки рефинансирования банковские депозиты стали для инвесторов выгодной альтернативой вложениям во франшизы, указывают авторы исследования. Можно было гарантированно получить до 25% годовых, просто положив деньги в банк, и многие так и сделали. Это подтверждает снизившийся по итогам прошлого года спрос на недорогие франшизы с инвестициями до 1 млн рублей — это предел суммы, с которой не берется налог на доход по банковским процентам, указывают аналитики. Доля таких франшиз в общих продажах снизилась в 2024 году, по данным Franshiza.ru, с 64% до 57%.
По итогам 2024 года число заявок на франшизы увеличилось на 14%, но спрос снижался по мере роста ставки рефинансирования и во второй половине года фактически стагнировал, заключают в Franshiza.ru. Поэтому российские франчайзеры активно ищут новые возможности для развития и выходят на новые рынки.
Хотя ставки по депозитам в России уже пошли вниз, скорее всего ситуация со спросом изменится только после заметного снижения ставки рефинансирования, так как далеко не каждая франшиза, особенно в ретейле, обеспечивает доходность в 20%, считает гендиректор компании INFOLine Иван Федяков. По его оценке, такого снижения можно ждать не ранее середины 2025 года.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация